Вернуться к Проверка технического состояния

8. Механизм поворота

Объект проверки Периодичность

проверки

Технические требования к объекту проверки Указания по проверке Требования безопасности при проверке
8. МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА
8.1. Шестерни и зубчатый венец Ежесуточно Отсутствие видимых трещин, сколов, деформаций зубьев. Осмотрите шестерни и зубчатый венец, постепенно поворачивая механизм поворота. При осмотре механизма поворота совместно с другими лицами согласуйте с ними свои действия.
Ежеквартально Отсутствие ослабленных болтовых соединений крепления зубчатого венца. Проверьте затяжку болтовых соединений динамометрическим ключом. См. указания в табл. 2. При осмотре шестерни и зубчатого венца на кране должен находиться крановщик для включения механизма.
Ежегодно Износ толщины зуба по делительной окружности не должен превышать у шестерен 5%, у зубчатого венца 15% от первоначальной толщины зуба.

Для кранов «Сокол», «Альбатрос» износ зуба шестерни составляет 1,25 мм. венца — 3,8 мм.

Первоначальная толщина зуба 25 мм.

Для крана «Кондор» износ зуба шестерни составляет 1,6 мм, венца — 4,8 мм. Первоначальная толщина зуба 31,4 мм.

Снимите смазку сначала скребком, затем ветошью, смоченной в керосине.

Замерьте износ толщины зубьев шестерни и венца (зубомером или штангенциркулем).

В необходимых случаях произведите регулирование зубчатого зацепления. См. разд. 3, п. 3.4. Регулирование зубчатого зацепления…

8.2. Поворотные катки и опорный круг Ежесуточно Отсутствие трещин, сколов в катках и опорном круге. Осмотрите катки и опорный круг.
Ежемесячно При вращении крана в катках не должно быть постороннего шума. Включите механизм поворота и послушайте, есть ли в катках посторонний шум.
Ежегодно Зазор между рабочими поверхностями катков и опорного круга должен быть не более 1,5 мм. Установите стрелу на вылет 21 м.

Проверьте щупом зазор между катками и опорным кругом. См. разд. 3 п. 3.5. Регулирование поворотных катков

8.3. Амортизаторы Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений Осмотрите амортизаторы
Ежегодно Плотное прилегание резиновых шайб упорных плит к нажимной плите и скобе при отключенном механизме поворота.

Для крана «Кондор» расстояние между упорными плитами должно быть 164 мм.

Замерьте щупом величину зазора между резиновыми шайбами и нажимными плитами.

Если зазоры обнаружены, то • необходимо произвести регулирование. См. разд. 3, п. 3.3. Регулирование амортизаторов.

8.4. Редукторы Ежеквартально Отсутствие видимых трещин, течи масла. Осмотрите редукторы.
8.5. Приводы механизма Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений.
8.6. Тормоза
8.6.1. Тормозной шкив Ежесуточно Отсутствие трещин, сколов, смазки на поверхности тормозного шкива. Осмотрите тормозные шкивы.
Ежемесячно Уменьшение толщины обода тормозного шкива не превышает 30% (4,0 мм) от первоначального размера. Первоначальная толщина обода 13 мм.

Глубина канавок на рабочей поверхности шкива не превышает 1 мм.

Замерьте штангенциркулем величину износа обода тормозного шкива и металлической линейкой — глубину канавок.

Определите пригодность тормозного шкива.

8.6.2. Тормозные накладки Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений тормозных накладок. Осмотрите тормозные накладки.
Ежемесячно Тормозные накладки должны иметь в наиболее изношенной части толщину не менее 4 мм (50% от первоначальной толщины).

Для накладок, закрепленных заклепками, минимально допустимая толщина накладки должна превышать высоту заклепок на 1 мм.

Снимите ограждения. Разберите тормоз и обеспечьте свободный доступ к тормозным накладкам.

Замерьте толщину тормозных накладок и глубину от поверхности накладки до головки заклепки штангенциркулем.

8.6.3. Полумуфты Ежеквартально Плотная посадка полумуфт на валах редукторов и двигателей. Отсутствие смещений полумуфт относительно валов. Покачайте вручную в обе стороны полумуфты на валах, определяя люфт визуально.
8.6.4. Пальцы полумуфт Ежеквартально Плотная посадка пальцев в гнездах полумуфт. Отсутствие ослабленных резьбовых соединений крепления пальцев. Простучите молотком пальцы и резьбовые соединения креплений.

В необходимых случаях проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.

8.6.5. Упругие втулки Ежеквартально Зазор между отверстием полумуфты и упругой втулкой должен быть не более 0,1D (4 мм). D — диаметр отверстия полумуфты, равен 40 мм. Покачайте вручную полумуфту в обе стороны, определяя люфт визуально. В доступных местах замерьте зазор щупом или штангенциркулем.
8.6.6. Крепление деталей тормозов Ежемесячно Наличие креплений пальцев и тяг шплинтами и гайками в соответствии с конструкцией тормоза. Осмотрите крепления. Проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.
8.6.7. Прилегание колодок к тормозному шкиву Ежемесячно В заторможенном состоянии тормоза тормозные колодки должны прилегать к тормозному шкиву всей поверхностью. Замерьте щупом возможные зазоры в местах прилегания тормозных колодок к шкиву. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов
8.6.8. Величина отхода колодок Ежемесячно В расторможенном положении тормоза величина отхода колодок от шкива должна быть в пределах 0,5—1,0 мм равномерно по всей поверхности прилегания. Поднимите шток в крайнее верхнее положение. Подложите под рычаги подкладки для удержания тормоза в расторможенном положении.

Замерьте щупом величину отхода колодок от шкива. См. разд. 3. п. 3.1. Регулирование тормозов.

8.6.9. Предварительное натяжение электрогидравлических толкателей Ежемесячно В заторможенном положении тормоза колодки плотно прилегают к шкиву, а шток толкателя выдвинут из корпуса на величину С, равную 5—20 мм. Величина С должна быть не менее 5 мм. Замерьте линейкой величину С выхода штока из корпуса электрогидротолкателя. См. разд. 3. п. 3.1.
8.6.10. Действие механизма поворота и тормозов Ежесуточно При переключении контроллеров по ступеням скорость вращения поворотной части крана увеличивается (уменьшается)

Отсутствие толчков, заеданий, посторонних звуков.

Тормозной путь должен быть в пределах 15—20°.

Включите контроллер механизма поворота по ступеням с нулевого до пятого положения.

Установите контроллер в нулевое положение после достижения механизмом максимальной скорости и отключите электрогидротолкатели нажатием на педаль тормоза.

Определите визуально тормозной путь (угол поворота).

Опробование механизма поворота производите в зоне отсутствия грузовых работ.

Перед началом опробования подайте звуковой сигнал.

8.6.11. Болтовые соединения креплений механизма поворота:

1)       осей балансиров и катков поворота

2)       балансиров и катков поворота к колонне

3)        опоры колонны к порталу

4)       балки, на которую опирается редуктор к колонне

5)      подпятника колонны к порталу

6)      амортизирующих пружин

7)             двигателей, редукторов и тормозов

Ежегодно Отсутствие ослабленных болтовых соединений. Моменты затяжки болтовых соединений должны соответствовать указаниям табл. 2. Проверьте затяжку болтовых соединений динамометрическим ключом. См. табл. 2. Не применяйте неисправный инструмент.

При затяжке болтовых соединений не применяйте случайные предметы для увеличения рычага гаечных ключей, Для совмещения болтовых отверстий следует пользоваться специальными оправками.

8.6.12. Смазка механизма поворота Согласно карте смазки Соблюдение сроков смазки, указанных в карте смазки. Произведите смазку составных частей механизма поворота в сроки, указанные в карте смазки. Снятую старую смазку и использованную ветошь отнесите в специально отведенное место.

При смазке пользуйтесь масленкой, деревянной лопаткой.

Обязательно надевайте рукавицы.