3.8.1. Для выключения электропривода или уменьшения скорости вращения ротора электродвигателя при достижении механизмом крайнего положения на кране используются конечные выключатели трех типов: шпиндельные, рычажные, кулачковые. При эксплуатации крана необходимо регулировать шпиндельные и кулачковые конечные выключатели.
Схема шпиндельного конечного выключателя представлена на рис. 17. Регулирование шпиндельного конечного выключателя производится в следующем порядке:
установите механизм крана с помощью его привода в одно из крайних положений;
отверните крепежные болты 14 конечного выключателя и выведите его шестерню 1 из зацепления с зубчатым колесом механизма;
отверните три болта 3 из контргайки настолько, чтобы их хвостовики вышли из углублений, имеющихся в торце упорной гайки 5;
вращая вручную контргайку 4 и упорную гайку 5 на шпинделе 2, установите их в крайнее положение, при котором должен срабатывать регулируемый конечный выключатель;
удерживая контргайку 4, вращайте упорную гайку 5 до соприкосновения ее с контргайкой 4:
заверните без усилий один из трех болтов 3 в контргайку 4 до соприкосновения его хвостовика с упорной гайкой 5;
отверните упорную гайку 5 в обратную сторону от контргайки 4 настолько, чтобы хвостовик болта 3 мог войти в ближайшее из трех углублений упорной гайки 5;
заверните без усилий остальные два болта 3 в контргайку 1
настолько, чтобы их хвостовики вошли в углубление упорной гайки 5;
удерживая упорную гайку 5 и слегка вращая (покачивая) контргайку 4 в обе стороны, проверьте зацепление хвостовиков болтов 3 с углублениями упорной гайки 5;
затяните равномерно гаечным ключом все болты 3, после чего замерьте величины образовавшихся зазоров А и Б. При правильной регулировке величина зазора А равна (1,0±0,2) мм, величина зазора Б равна (2,0±0,2) мм.
Рис. 17. Шпиндельный конечный выключатель:
1 — шестерня; 2 — шпиндель; 3, 9 — болты; 4, 8 — контргайки; 5, 7 — упорные гайки; 6 — ходовая гайка; 10 — каретка; 11 — устройство выключения-отключения выключателя; 12 — шарик ходовой гайки; 13 — выступ упорной гайки; 14 — крепежные болты
Если головки болтов 3 касаются поверхности контргайки 4, то упорная гайка 5 недостаточно плотно прижата к контргайке 4. В этом случае регулировку необходимо повторить.
Вращайте шпиндель 2 таким образом, чтобы ходовая гайка 6 двигалась к упорной гайке 5 до тех пор, пока шарик 12 ходовой гайки 6 войдет в углубление упорной гайки 5 и конечный выключатель отключится;
установите конечный выключатель в отключенном состоянии на место и введите его шестерню 1 в зацепление с зубчатым колесом механизма;
затяните крепежные болты 14 конечного выключателя;
включите механизм в противоположном направлении крайнего положения и наблюдайте за движением ходовой гайки 6. При освобождении ходовой гайки 6 от зацепления с упорной гайкой 5 конечный выключатель включится.
После освобождения ходовой гайки 6 от зацепления с упорной гайкой 5 выступ 13 упорной гайки 5 не должен тереться о поверхность ходовой гайки 6. Трение выступа 13 происходит в том случае, если упорная гайка 5 перекошена вследствие неравномерной затяжки болтов 3;
проверьте срабатывание конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на минимальной, а затем на номинальной скоростях;
отверните три болта 9 из контргайки 8 настолько, чтобы их хвостовики вышли из углублений, имеющихся в торце упорной гайки 7;
вращая контргайку 8 и упорную гайку 7 на шпинделе 2, установите их в крайнее положение, противоположное положению отрегулированной упорной гайки 5;
установите привод механизма с сопряженным конечным выключателем в другое крайнее положение, при этом ходовая гайка 6 должна перемещаться на шпинделе 2 к упорной гайке 7;
вращайте упорную гайку 7 таким образом, чтобы она перемещалась к ходовой гайке 6 до тех пор, пока шарик 12 ходовой гайки 6 войдет в углубление упорной гайки 7 и конечный выключатель отключится;
соедините контргайку 8 с упорной гайкой 7 с помощью болтов 9, действуя в указанной выше последовательности;
проверьте срабатывание конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на минимальной, а затем на номинальной скоростях.
3.8.2. Конечные выключатели поддерживающего и замыкающего барабанов механизма подъема должны быть отрегулированы на наибольшую высоту подъема и наибольшую глубину опускания таким образом, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом (первым звеном цепи) и упором (ограждением концевых блоков хобота) был не менее 200 мм, а при низшем положении грузозахватного органа чтобы на барабанах оставались навитыми не менее 1,5 витка канатов.
3.8.3. Конечные шпиндельные выключатели механизма изменения вылета стрелы кранов «Альбатрос», «Сокол» постройки 1971 —1974 гг. и кранов «Кондор» постройки 1974—1980 гг. для разных режимов работы кранов следует регулировать в соответствии с указаниями, приведенными в табл. 3.
Таблица 3
Конечный выключатель | При
работе с грузом, т |
Срабатывание
конечного выключателя |
Полная остановка стрелы на вылетах, м | ||
при уменьшении вылета стрелы, м | при увеличении вылета стрелы, м | при уменьшении вылета не менее | при увеличении вылета не более | ||
Кран «Альбатрос» |
|||||
Предварительный | 10
20 |
9,0
9 |
30,0
14,5 |
—
— |
—
— |
Главный | 10
20 |
8,5
8,5 |
31,5
15,6 |
8,0
8,0 |
32,0
16,0 |
Кран «Сокол» |
|||||
Предварительный | 16
20 32 |
11,0
11,0 11,0 |
30,0
23,5 14,5 |
—
— — |
—
— — |
Главный | 16
20 32 |
9,0
9,0 9,0 |
31,5
24,5 15,6 |
8,0
8,0 8,0 |
32,0
25,0 16,0 |
Кран «Кондор» |
|||||
Предварительный | 16—32
40 |
11,0
11,0 |
30,0
23,5 |
—
— |
—
— |
Главный | 16—32
40 |
9,0
9,0 |
31,5
24,6 |
8,0
8,0 |
32,0
25,0 |
3.8.4. С установкой на рейке и колонне деформирующихся элементов и упорных листов, изображенных на рис. 18, согласно дополнительным указаниям фирмы регулирование конечных выключателей механизма изменения вылета стрелы следует производить в следующем порядке:
1) при наибольшем вылете стрелы без груза: установите стрелу на вылете, при котором расстояние между деформирующимися элементами на рейке и упорными листами на колонне составит не менее 300 мм, после чего установите главный конечный выключатель в положение срабатывания;
уменьшите вылет стрелы на 2 м, а затем, работая на первой ступени контроллера, увеличивайте вылет до тех пор, пока не сработает главный конечный выключатель. При этом расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом должно быть не менее 100 мм.
Если этот размер не выдерживается, регулирование следует откорректировать;
Рис. 18. Расположение деформирующегося элемента зубчатой рейки:
1 — упорный лист; 2 — деформирующийся элемент; 3 — шестерня зубчатой рейки
Примечание. Изображенное положение зубчатой рейки и деформирующегося элемента соответствует вылету стрелы 32 м. Ход рейки 100 мм соответствует увеличению вылета на 0,5 м (с 32 до 32,5 м), при этом труба деформирующегося элемента будет прилегать к упорному листу
установите стрелу на вылет, при котором расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом составило бы не менее 600 мм, после чего установите предварительный конечный выключатель в положение срабатывания;
уменьшите вылет стрелы на 5 м, а затем, работая на четвертой ступени контроллера, увеличивайте вылет до тех пор, пока не сработает предварительный конечный выключатель. При этом стрела должна остановиться на вылете, при котором расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом составило бы не менее 100 мм. Если этот размер не выдерживается, регулирование предварительного конечного выключателя следует откорректировать;
2) при наименьшем вылете стрелы (стрела с грузом массой 10 или 16 т):
установите стрелу на вылете 9 м, после чего установите главный конечный выключатель в положение срабатывания;
увеличьте вылет стрелы на 2 м, а затем, работая на первой ступени контроллера, уменьшайте вылет до тех пор, пока не сработает главный конечный выключатель. При этом вылет стрелы должен быть не менее 8 м;
увеличьте вылет стрелы до 11 ми установите предварительный конечный выключатель в положение срабатывания;
увеличьте вылет стрелы до 5 м, а затем, работая на четвертой ступени контроллера, уменьшайте вылет до тех пор, пока не сработает предварительный конечный выключатель. Проверьте, чтобы после полной остановки механизма вылет стрелы составлял не менее 8 м.
Смятие деформирующихся элементов свидетельствует о неправильном регулировании конечных выключателей.
3.8.5. Регулирование шпиндельного конечного выключателя, установленного на кабельном барабане:
отверните крепежные болты 14 и выведите его шестерню 1 из зацепления с зубчатым колесом кабельного барабана;
включите механизм передвижения крана в сторону разматывания кабеля с кабельного барабана и наблюдайте за кабельным барабаном. Когда на кабельном барабане останется два запасных витка кабеля, выключите механизм передвижения.
дальнейшую регулировку конечного выключателя проведите в указанной выше последовательности с последующей проверкой срабатывания конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на наименьшей скорости (первое положение контроллера), а затем на наибольшей скорости (четвертое положение контроллера) в сторону разматывания кабеля.
3.8.6. Конечные выключатели поворотного устройства грузоподъемного электромагнита должны обеспечить поворот траверсы в обе стороны на 45°.
3.8.7. Кулачковый конечный выключатель представлен на рис. 19.
Рис. 19. Кулачковый конечный выключатель:
1 — вал выключателя; 2 — кулачковые шайбы; 3 — микровыключатели; 4 — ролик; 5 — диски
Регулирование кулачкового конечного выключателя производится в следующем порядке:
установите стреловую систему в одно из крайних положений; снимите крышку кулачкового конечного выключателя; определите кулачковые шайбы и микровыключатель, соответствующие установленному вылету стрелы (крайнего положения);
отверните болты, которые крепят кулачковые шайбы к дискам, настолько, чтобы кулачковые шайбы свободно вращались на диске влево и вправо;
Рис. 20. Установка кулачковых шайб конечного выключателя (КВ)
разверните кулачковые шайбы 2 на диске 5 влево или вправо таким образом, чтобы кулачок шайбы прилегал к ролику 4 микровыключателя 3 и тем самым размыкал контакты микровыключателя, то есть чтобы обеспечивал желаемую точку срабатывания кулачкового конечного выключателя (см. пример на рис. 20);
закрепите в этом положении кулачковые шайбы на диске болтами;
проверьте срабатывание кулачкового конечного выключателя сначала на минимальной скорости. Затем отведите стрелу из крайнего положения па 5 м и включите механизм изменения вылета
стрелы на четвертом положении контроллера в направлении крайнего положения стрелы;
Если при этом значение вылета (например 8, 16, 25 или 32 м) не достигается, то необходимо откорректировать соответствующие контакты отключения;
повторите перечисленные операции для остальных кулачковых шайб и соответствующих микровыключателей (см. табл. 4, 5, 6).
3.8.8. Рычажный конечный выключатель устанавливается на механизм изменения вылета стрелы в качестве аварийного выключателя:
установите стрелу на вылет 32,4 м;
установите рычажный конечный выключатель таким образом, чтобы ролик рычажного конечного выключателя касался отключающей линейки и контакты его были разомкнуты;
проверьте срабатывание рычажного конечного выключателя на отключение механизма изменения вылета стрелы на вылете 32,4 м. Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Сокол», приведены в табл. 4.
Таблица 4
Номера
контактов |
Наименование конечного выключателя, режим работы крана | Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м | Полная остановка стрелы на вылетах, м |
1—2 | Г лавный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (16 т) | 31,5 | 32 |
3—4 | Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) | 24,5 | 25 |
5-6 | Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 3 (32 т) | 15,6 | 16 |
7-8 | Г лавный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1—3 | 9 | 8 |
9—10 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) | 23,5 | 25 |
11-12 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 3 (32 т) | 14.5 | 16 |
13—14 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (16 т) | 30 | 32 |
15—16 | Предварительный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1—3 | 11 | 8 |
Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Альбатрос», приведены в табл. 5.
Таблица 5
Номера
контактов |
Наименование конечного выключателя, режим работы крана | Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м |
Полная остановка стрелы на вылетах, м |
1—2 | Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (Ют) | 31,5 | 32 |
3-4 | Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) | 15,6 | 16 |
5-6 | Главный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1 и 2 | 8,5 | 8 |
7—8 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 | 14,5 | 16 |
9—10 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 | 30 | 32 |
11—12 | Предварительный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1 и 2 | 9 | 8 |
Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Кондор», приведены в табл. 6.
Таблица 6
Номера
контактов |
Наименование конечного выключателя, режим работы крана
. |
Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м | Полная остановка стрелы на вылетах, м |
1—2 | Главный конечный выключатель максимального вылета, при работе с грузом 16, 20 и 32 т | 31,5 | 32 |
3—4 | Главный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 40 т | 24,6 | 25 |
7—8 | Главный конечный выключатель минимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32, 40 т | 9 | 8 |
9—10 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32 т | 30 | 32 |
11—12 | Предварительный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 40 т | 23,5 | 25 |
15—16 | Предварительный конечный выключатель минимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32, 40 т | 11 | 8 |