Эффективность работы амортизаторов (рис. 6, 7, 8), предназначенных для снижения динамических нагрузок на элементы механизма поворота и металлоконструкции крана, в значительной степени определяется их настройкой.
Рис. 6. Амортизирующая пружина механизма поворота для кранов постройки 1971 г.
Рис. 7. Амортизатор механизма поворота кранов «Альбатрос» и «Сокол»:
а — для кранов постройки 1972 г.; б — для кранов постройки 1973—1985 гг; 1 — скоба; 2, 7 — резиновые пластины; 3, 6 — опорные плиты; 4 — резиновые шайбы пакета; 5 — металлические шайбы пакета; 8 — нажимная плита; 9 — балка; 10, 19 — резиновые пластины; 11, 18 — опорные плиты; 12, 17 — буферы; 13, 15, 21, 28 — гайки; 14, 16 — стяжные болты; 20 — балка; 22 — кронштейн; 23 — эксцентриковая ось; 24 — регулируемая гайка; 25 — контргайка; 26 — редуктор механизма поворота; 27 — перекладина колонны
Рис. 8. Амортизатор механизма поворота крана «Кондор»:
1 — скоба; 2, 7 — резиновые пластины; 3,6 — опорные плиты; 4 — резиновые шайбы; 5 — металлические шайбы; 8 — нажимная плита; 9 — балка; 10, 19 — резиновые пластины; 11, 20 — стальные плиты; 12, 17 — буферы; 13, 15, 21 — гайки; 14, 16 — стяжные болты; 24 — регулируемая гайка; 25 — контргайка
Под действием сжимающих нагрузок резиновые шайбы пакета амортизирующей пружины деформируются. В результате этого между приклеенными к опорным плитам 3, 6 резиновыми пластинами 2,7 и нажимной плитой 8 и скобой 1 образуются зазоры при разгруженном амортизаторе. Наличие таких зазоров существенно увеличивает нагрузки на элементы механизма поворота и металлоконструкции крана и свидетельствует о необходимости регулирования амортизаторов.
В этом случае регулирование амортизаторов механизма поворота необходимо произвести в следующем порядке:
установите нажимную плиту 8 путем равномерного вращения четырех гаек 15 стяжных болтов 16 таким образом, чтобы резиновые пластины 2, 7, наклеенные на опорные плиты 3, 6, касались нажимной плиты 8 и скобы 1. При этом расстояние между нажимной плитой 8 и скобой 1 со всех сторон должно быть одинаковым (плита 8 должна располагаться параллельно скобе 1).
Параллельность плиты 8 и скобы 1 контролируется путем замера расстояния между ними вдоль стяжных болтов 16;
подтяните равномерно каждую из четырех гаек 15 вдоль стяжных болтов 16 на 5 мм. Это обеспечит необходимое предварительное сжатие амортизирующей пружины;
проделайте вышеописанные операции на втором амортизаторе. После предварительного сжатия амортизирующей пружины образуются зазоры в амортизаторах кранов:
«Сокол», «Альбатрос» и «Кондор» — между резиновой пластиной 10 и опорной плитой 11;
«Сокол», «Альбатрос» — между резиновой пластиной 19 и опорной плитой 18;
«Кондор» — между резиновой пластиной 19 и регулируемой гайкой 24.
Эти зазоры необходимо устранить.
Зазор между резиновой пластиной 10 и опорной плитой 11 устраняется в следующем порядке для кранов:
«Сокол» постройки 1972 г. — путем подтягивания гайки 28 стяжного болта 14 до тех пор, пока плоскости касания балки 9 и опорной плиты 18 не коснутся резиновых пластин 10 и 19; зафиксируйте это положение контргайками стяжных болтов 14;
«Сокол», «Альбатрос» других годов постройки и «Кондор» — путем перемещения балки 9, за счет равномерного подтягивания четырех гаек 13 стяжных болтов 14 до тех пор, пока плоскость касания опорной плиты 11 не коснется резиновой пластины 10, закрепленной на балке 9. Зафиксируйте это положение контргайками стяжных болтов 14.
Зазор между опорной плитой 18 и резиновой пластиной 19 устраняется в следующем порядке для кранов:
«Сокол» — путем перемещения балки 20 с помощью подтягивания четырех гаек 21 и вращения эксцентриковой оси 23 до тех пор, пока плоскость касания опорной плиты 18 не коснется резиновой пластины 19. Зафиксируйте это положение контргайками стяжных болтов 14;
«Кондор» — путем перемещения регулируемой гайки 24 до тех пор, пока плоскость прилегания этой гайки не коснется резиновой пластины 19. Зафиксируйте это положение контргайкой 25.