3.1.1. На механизмах крана установлены двухколодочные нормально замкнутые тормоза с приводом от электрогидравлических толкателей. Исключение составляют тормоза механизма поворота на кранах постройки 1971 г., на которых управление осуществляется гидроцилиндром.
Регулирование тормозов должно обеспечить: равномерное прижатие тормозных накладок всей поверхностью к тормозному шкиву, равномерный отход тормозных колодок от тормозного шкива, а также определение положения штока толкателя при закрытом и открытом тормозе.
Рис. 1. Тормоз механизма изменения вылета стрелы и механизма передвижения:
1, 8 — тормозные накладки; 2, 6 — тормозные колодки; 3, 7 — рычаги; 4 — тяга; 5 — гайки; 9, 10 — регулировочные винты; 11 — тормозной шкив; 12 — электрогидравлический толкатель; 13 — пробка для выпуска воздуха; 14 — шток толкателя; 15 — рычаг толкателя; 16 — риска на штоке
Тормоза механизмов передвижения крана и изменения вылета стрелы конструктивно выполнены по схеме, приведенной на рис. 1; тормоза механизма поворота — по схеме, приведенной на рис. 2, 3; тормоза механизма подъема — на рис. 4.
Одноименные детали тормозов механизмов передвижения, изменения вылета стрелы, поворота и подъема обозначены на рис. 1, 2, 3, 4 одинаковыми номерами.
После разборки регулирование тормозов механизма передвижения крана, изменения вылета стрелы и поворота производится в следующем порядке:
Рис. 2. Тормоз механизма поворота:
1,8 — тормозные накладки; 2, 6 — тормозные колодки; 3.7 — рычаги; 4 — тяга; 5 — гайки; 9, 10 — регулировочные болты; 11 — тормозной шкив; 12 — электрогидравлический толкатель; 13 — пробка для выпуска воздуха; 14 — шток толкателя; 15 — рычаг толкателя
сожмите предварительно тормозные рычаги 3, 7 до положения, при котором тормозные колодки 2,6 с накладками 1, 8 прижмутся к тормозному шкиву 11;
Рис. 3. Тормоз механизма поворота
заворачивайте гайки 5, перемещающиеся по тяге 4, до тех пор, пока при плотно прижатых к тормозному шкиву тормозных колодках 2, 6 шток поршня 14 не выдвинется из корпуса электрогидравлического толкателя 12 на величину С.
Величина С определяется расстоянием между крышкой корпуса электрогидравлического толкателя 12 и риской на штоке 14 при закрытом тормозе. Величина С одинакова для толкателей типа BL12, BL32, BL50, установленных соответственно на механизмах передвижения, изменения вылета стрелы, и равна 15 мм при работе с новыми тормозными накладками. Для тормозов механизмов подъема и поворота величина С равна 20 мм.
В результате износа накладок тормозных колодок при эксплуатации крана величина С уменьшается.
Рис. 4. Тормоз механизма подъема:
1, 8 — тормозные накладки; 2, 6 — тормозные колодки; 3, 7 — рычаги; 4 — тяга; 5 — гайки; 9, 10 — регулировочные винты; 11 — тормозной шкив; 12 — электрогидравлический толкатель; 13 — пробка для выпуска воздуха; 14 — шток поршня; 15 рычаг толкателя; 16 — регулировочная пружина; 17 —стаканы с возвратными пружинами
При уменьшении величины С до нуля рычаг 15 тормозов упрется в крышку корпуса электрогидравлического толкателя и тормозные колодки не будут прижиматься к тормозному шкиву.
Наименьшее допустимое значение величины С, требующее регулирования тормозов, равно 5 мм;
зафиксируйте установленное между шарнирами расстояние АБ контргайками тяги 4;
заверните регулировочные винты 9 до упора их в тормозные колодки 2, 6, а затем отверните эти винты на один оборот в обратную сторону и зафиксируйте это положение контргайками винтов 9. Этим достигается одинаковый зазор между колодками и шкивом по всей поверхности их прилегания в расторможенном положении;
поднимите шток 14 поршня электрогидравлического толкателя в крайнее верхнее положение, чтобы поршень уперся в крышку корпуса электрогидравлического толкателя 12, а тормозные колодки отошли от тормозного шкива;
заверните регулировочные винты 10 в сторону тормозных рычагов до тех пор, пока расстояние между обкладками тормозных колодок и тормозным шкивом будет в пределах 0,5—1,0 мм, после чего зафиксируйте регулировочные винты 10 контргайками;
отпустите шток поршня; поршень займет исходное положение с помощью установленной в электрогидравлический толкатель возвратной пружины, а тормозные колодки прижмутся к тормозному шкиву.
При износе тормозных накладок по толщине на 4 мм (50%) для тормозов механизмов передвижения, изменения вылета стрелы, поворота и на 6 мм для тормозов механизма подъема, а также при износе толщины обода тормозных шкивов соответственно более чем на 3,0; 3,0; 3,9 и 6,0 мм (30% согласно ПТЭ (РД 31.44.01 — 84) необходимо произвести замену изношенных детален.
При регулировании тормозов механизмов поворота и изменения вылета стрелы необходимо учесть, что из двух электрогидравлических толкателей, установленных на механизмах, один оснащен перепускным клапаном и срабатывает по времени позже другого толкателя.
Регулирование может быть затруднено, если при заливке масла в толкатель не было обеспечено удаление воздуха с помощью воздухоспускной пробки (см. рис. 1; 2; 4).
Регулирование равномерного отхода тормозных колодок тормоза механизма подъема (см. рис. 4) производится тем же способом, что и для тормозов других механизмов. Однако ввиду измененной конструкции толкателя (возвратные пружины вынесены из корпуса и установлены по обеим сторонам толкателя) ход толкателя должен быть установлен регулированием пружин в соответствии с диаграммами и указаниями в чертежах фирмы.
3.1.2. Регулирование тормоза с горизонтальным расположением электрогидротолкателя механизма поворота, приведенного на рис. 3, производится тем же способом. Однако ввиду измененной конструкции расположения электрогидротолкателя вносятся следующие дополнения:
отверните контргайку 21;
заворачивайте гайку 5 тяги 4 до тех пор, пока шток поршня 14 не выйдет из корпуса электрогидротолкателя 12 на величину С = 20 мм (или расстояние между шарнирами А, Б не достигнет 630 мм). Такое положение тормозных рычагов 3, 7 зафиксируйте контргайкой 21;
заверните регулировочные винты 9 до упора в тормозные колодки 2, 6 и застопорите их контргайками;
выдвиньте шток поршня 14 из корпуса электрогидротолкателя 12 до упора поршня в крышку электрогидротолкателя;
в таком положении тормозных рычагов 3, 7 отрегулируйте регулировочными винтами 10 отход тормозных колодок 2, 6 от тормозного шкива 11 таким образом, чтобы величина отхода тормозных колодок составляла 2 мм по всей поверхности прилегания. Зафиксируйте это положение регулировочных винтов 10 контргайками 19.
Если каждая из тормозных накладок износится на 1,6 мм, то величина С на штоке поршня 14 уменьшится на 16 мм. Поэтому необходимо дорегулировать положение тормозных рычагов 3, 7 путем перемещения гаек 5, 21 на тяге 4 в направлении электрогидротолкателя 12;
Путем смещения подвесной траверсы 22, и вращением гаек 23 поворотного плеча 24 отрегулируйте высоту подвески электрогидротолкателя таким образом, чтобы исключить давление на шток поршня 14 от веса корпуса электрогидротолкателя.