Вернуться к Регулирование

Регулирование конечных выключателей

3.8.1. Для выключения электропривода или уменьшения скорости вращения ротора электродвигателя при достижении механизмом крайнего положения на кране используются конечные выключатели трех типов: шпиндельные, рычажные, кулачковые. При эксплуатации крана необходимо регулировать шпиндельные и кулачковые конечные выключатели.

Схема шпиндельного конечного выключателя представлена на рис. 17. Регулирование шпиндельного конечного выключателя производится в следующем порядке:

установите механизм крана с помощью его привода в одно из крайних положений;

отверните крепежные болты 14 конечного выключателя и выведите его шестерню 1 из зацепления с зубчатым колесом механизма;

отверните три болта 3 из контргайки настолько, чтобы их хвостовики вышли из углублений, имеющихся в торце упорной гайки 5;

вращая вручную контргайку 4 и упорную гайку 5 на шпинделе 2, установите их в крайнее положение, при котором должен срабатывать регулируемый конечный выключатель;

удерживая контргайку 4, вращайте упорную гайку 5 до соприкосновения ее с контргайкой 4:

заверните без усилий один из трех болтов 3 в контргайку 4 до соприкосновения его хвостовика с упорной гайкой 5;

отверните упорную гайку 5 в обратную сторону от контргайки 4 настолько, чтобы хвостовик болта 3 мог войти в ближайшее из трех углублений упорной гайки 5;

заверните без усилий остальные два болта 3 в контргайку 1

настолько, чтобы их хвостовики вошли в углубление упорной гайки 5;

удерживая упорную гайку 5 и слегка вращая (покачивая) контргайку 4 в обе стороны, проверьте зацепление хвостовиков болтов 3 с углублениями упорной гайки 5;

затяните равномерно гаечным ключом все болты 3, после чего замерьте величины образовавшихся зазоров А и Б. При правильной регулировке величина зазора А равна (1,0±0,2) мм, величина зазора Б равна (2,0±0,2) мм.

 

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-1

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-2

Рис. 17. Шпиндельный конечный выключатель:

 

1 — шестерня; 2 — шпиндель; 3, 9 — болты; 4, 8 — контргайки; 5, 7 — упорные гайки; 6 — ходовая гайка; 10 — каретка; 11 — устройство выключения-отключения выключателя; 12 — шарик ходовой гайки; 13 — выступ упорной гайки; 14 — крепежные болты

 

Если головки болтов 3 касаются поверхности контргайки 4, то упорная гайка 5 недостаточно плотно прижата к контргайке 4. В этом случае регулировку необходимо повторить.

Вращайте шпиндель 2 таким образом, чтобы ходовая гайка 6 двигалась к упорной гайке 5 до тех пор, пока шарик 12 ходовой гайки 6 войдет в углубление упорной гайки 5 и конечный выключатель отключится;

установите конечный выключатель в отключенном состоянии на место и введите его шестерню 1 в зацепление с зубчатым колесом механизма;

затяните крепежные болты 14 конечного выключателя;

включите механизм в противоположном направлении крайнего положения и наблюдайте за движением ходовой гайки 6. При освобождении ходовой гайки 6 от зацепления с упорной гайкой 5 конечный выключатель включится.

После освобождения ходовой гайки 6 от зацепления с упорной гайкой 5 выступ 13 упорной гайки 5 не должен тереться о поверхность ходовой гайки 6. Трение выступа 13 происходит в том случае, если упорная гайка 5 перекошена вследствие неравномерной затяжки болтов 3;

проверьте срабатывание конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на минимальной, а затем на номинальной скоростях;

отверните три болта 9 из контргайки 8 настолько, чтобы их хвостовики вышли из углублений, имеющихся в торце упорной гайки 7;

вращая контргайку 8 и упорную гайку 7 на шпинделе 2, установите их в крайнее положение, противоположное положению отрегулированной упорной гайки 5;

установите привод механизма с сопряженным конечным выключателем в другое крайнее положение, при этом ходовая гайка 6 должна перемещаться на шпинделе 2 к упорной гайке 7;

вращайте упорную гайку 7 таким образом, чтобы она перемещалась к ходовой гайке 6 до тех пор, пока шарик 12 ходовой гайки 6 войдет в углубление упорной гайки 7 и конечный выключатель отключится;

соедините контргайку 8 с упорной гайкой 7 с помощью болтов 9, действуя в указанной выше последовательности;

проверьте срабатывание конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на минимальной, а затем на номинальной скоростях.

3.8.2. Конечные выключатели поддерживающего и замыкающего барабанов механизма подъема должны быть отрегулированы на наибольшую высоту подъема и наибольшую глубину опускания таким образом, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом (первым звеном цепи) и упором (ограждением концевых блоков хобота) был не менее 200 мм, а при низшем положении грузозахватного органа чтобы на барабанах оставались навитыми не менее 1,5 витка канатов.

3.8.3. Конечные шпиндельные выключатели механизма изменения вылета стрелы кранов «Альбатрос», «Сокол» постройки 1971 —1974 гг. и кранов «Кондор» постройки 1974—1980 гг. для разных режимов работы кранов следует регулировать в соответствии с указаниями, приведенными в табл. 3.

Таблица 3

Конечный выключатель При

работе с грузом, т

Срабатывание

конечного

выключателя

Полная остановка стрелы на вылетах, м
при уменьшении вылета стрелы, м при увеличении вылета стрелы, м при уменьшении вылета не менее при увеличении вылета не более

Кран «Альбатрос»

Предварительный 10

20

9,0

9

30,0

14,5

Главный 10

20

8,5

8,5

31,5

15,6

8,0

8,0

32,0

16,0

Кран «Сокол»

Предварительный 16

20

32

11,0

11,0

11,0

30,0

23,5

14,5

Главный 16

20

32

9,0

9,0

9,0

31,5

24,5

15,6

8,0

8,0

8,0

32,0

25,0

16,0

Кран «Кондор»

Предварительный 16—32

40

11,0

11,0

30,0

23,5

Главный 16—32

40

9,0

9,0

31,5

24,6

8,0

8,0

32,0

25,0

 

3.8.4. С установкой на рейке и колонне деформирующихся элементов и упорных листов, изображенных на рис. 18, согласно дополнительным указаниям фирмы регулирование конечных выключателей механизма изменения вылета стрелы следует производить в следующем порядке:

1) при наибольшем вылете стрелы без груза: установите стрелу на вылете, при котором расстояние между деформирующимися элементами на рейке и упорными листами на колонне составит не менее 300 мм, после чего установите главный конечный выключатель в положение срабатывания;

уменьшите вылет стрелы на 2 м, а затем, работая на первой ступени контроллера, увеличивайте вылет до тех пор, пока не сработает главный конечный выключатель. При этом расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом должно быть не менее 100 мм.

Если этот размер не выдерживается, регулирование следует откорректировать;

 

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-36

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-35

Рис. 18. Расположение деформирующегося элемента зубчатой рейки:

 

1 — упорный лист; 2 — деформирующийся элемент; 3 — шестерня зубчатой рейки

 

Примечание. Изображенное положение зубчатой рейки и деформирующегося элемента соответствует вылету стрелы 32 м. Ход рейки 100 мм соответствует увеличению вылета на 0,5 м (с 32 до 32,5 м), при этом труба деформирующегося элемента будет прилегать к упорному листу

 

установите стрелу на вылет, при котором расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом составило бы не менее 600 мм, после чего установите предварительный конечный выключатель в положение срабатывания;

уменьшите вылет стрелы на 5 м, а затем, работая на четвертой ступени контроллера, увеличивайте вылет до тех пор, пока не сработает предварительный конечный выключатель. При этом стрела должна остановиться на вылете, при котором расстояние между деформирующимся элементом и упорным листом составило бы не менее 100 мм. Если этот размер не выдерживается, регулирование предварительного конечного выключателя следует откорректировать;

2) при наименьшем вылете стрелы (стрела с грузом массой 10 или 16 т):

установите стрелу на вылете 9 м, после чего установите главный конечный выключатель в положение срабатывания;

увеличьте вылет стрелы на 2 м, а затем, работая на первой ступени контроллера, уменьшайте вылет до тех пор, пока не сработает главный конечный выключатель. При этом вылет стрелы должен быть не менее 8 м;

увеличьте вылет стрелы до 11 ми установите предварительный конечный выключатель в положение срабатывания;

увеличьте вылет стрелы до 5 м, а затем, работая на четвертой ступени контроллера, уменьшайте вылет до тех пор, пока не сработает предварительный конечный выключатель. Проверьте, чтобы после полной остановки механизма вылет стрелы составлял не менее 8 м.

Смятие деформирующихся элементов свидетельствует о неправильном регулировании конечных выключателей.

3.8.5. Регулирование шпиндельного конечного выключателя, установленного на кабельном барабане:

отверните крепежные болты 14 и выведите его шестерню 1 из зацепления с зубчатым колесом кабельного барабана;

включите механизм передвижения крана в сторону разматывания кабеля с кабельного барабана и наблюдайте за кабельным барабаном. Когда на кабельном барабане останется два запасных витка кабеля, выключите механизм передвижения.

дальнейшую регулировку конечного выключателя проведите в указанной выше последовательности с последующей проверкой срабатывания конечного выключателя пробными пусками механизма сначала на наименьшей скорости (первое положение контроллера), а затем на наибольшей скорости (четвертое положение контроллера) в сторону разматывания кабеля.

3.8.6. Конечные выключатели поворотного устройства грузоподъемного электромагнита должны обеспечить поворот траверсы в обе стороны на 45°.

3.8.7. Кулачковый конечный выключатель представлен на рис. 19.

 

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-39

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-37

Рис. 19. Кулачковый конечный выключатель:

 

1 — вал выключателя; 2 — кулачковые шайбы; 3 — микровыключатели; 4 — ролик; 5 — диски

 

Регулирование кулачкового конечного выключателя производится в следующем порядке:

установите стреловую систему в одно из крайних положений; снимите крышку кулачкового конечного выключателя; определите кулачковые шайбы и микровыключатель, соответствующие установленному вылету стрелы (крайнего положения);

отверните болты, которые крепят кулачковые шайбы к дискам, настолько, чтобы кулачковые шайбы свободно вращались на диске влево и вправо;

 

183d414240433a46384f 343b4f 413b354130404f - 103b4c313042403e41, 213e3a3e3b, 1a3e3d343e40-38

Рис. 20. Установка кулачковых шайб конечного выключателя (КВ)

 

разверните кулачковые шайбы 2 на диске 5 влево или вправо таким образом, чтобы кулачок шайбы прилегал к ролику 4 микровыключателя 3 и тем самым размыкал контакты микровыключателя, то есть чтобы обеспечивал желаемую точку срабатывания кулачкового конечного выключателя (см. пример на рис. 20);

закрепите в этом положении кулачковые шайбы на диске болтами;

проверьте срабатывание кулачкового конечного выключателя сначала на минимальной скорости. Затем отведите стрелу из крайнего положения па 5 м и включите механизм изменения вылета

стрелы на четвертом положении контроллера в направлении крайнего положения стрелы;

Если при этом значение вылета (например 8, 16, 25 или 32 м) не достигается, то необходимо откорректировать соответствующие контакты отключения;

повторите перечисленные операции для остальных кулачковых шайб и соответствующих микровыключателей (см. табл. 4, 5, 6).

3.8.8. Рычажный конечный выключатель устанавливается на механизм изменения вылета стрелы в качестве аварийного выключателя:

установите стрелу на вылет 32,4 м;

установите рычажный конечный выключатель таким образом, чтобы ролик рычажного конечного выключателя касался отключающей линейки и контакты его были разомкнуты;

проверьте срабатывание рычажного конечного выключателя на отключение механизма изменения вылета стрелы на вылете 32,4 м. Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Сокол», приведены в табл. 4.

Таблица 4

 

Номера

контактов

Наименование конечного выключателя, режим работы крана Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м Полная остановка стрелы на вылетах, м
1—2 Г лавный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (16 т) 31,5 32
3—4 Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) 24,5 25
5-6 Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 3 (32 т) 15,6 16
7-8 Г лавный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1—3 9 8
9—10 Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) 23,5 25
11-12 Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 3 (32 т) 14.5 16
13—14 Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (16 т) 30 32
15—16 Предварительный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1—3 11 8

 

Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Альбатрос», приведены в табл. 5.

 

Таблица 5

 

Номера

контактов

Наименование конечного выключателя, режим работы крана Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м

Полная остановка стрелы на вылетах, м

1—2 Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 (Ют) 31,5 32
3-4 Главный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 (20 т) 15,6 16
5-6 Главный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1 и 2 8,5 8
7—8 Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 2 14,5 16
9—10 Предварительный конечный выключатель максимального вылета, грузовая ступень 1 30 32
11—12 Предварительный конечный выключатель минимального вылета, грузовые ступени 1 и 2 9 8

 

Размыкание контактов и значения вылетов стрелы, при которых срабатывает кулачковый конечный выключатель крана «Кондор», приведены в табл. 6.

 

Таблица 6

 

Номера

контактов

Наименование конечного выключателя, режим работы крана

.

Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м Полная остановка стрелы на вылетах, м
1—2 Главный конечный выключатель максимального вылета, при работе с грузом 16, 20 и 32 т 31,5 32
3—4 Главный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 40 т 24,6 25
7—8 Главный конечный выключатель минимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32, 40 т 9 8
9—10 Предварительный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32 т 30 32
11—12 Предварительный конечный выключатель максимального вылета при работе с грузом 40 т 23,5 25
15—16 Предварительный конечный выключатель минимального вылета при работе с грузом 16, 20, 32, 40 т 11 8