Вернуться к Проверка технического состояния

10. Механизм изменения вылета стрелы

Объект проверки Периодичность

проверки

Технические требования к объекту проверки Указания по проверке Требования безопасности при проверке
10. МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЛЕТА СТРЕЛЫ
10.1. Зубчатое зацепление шестерни и рейки Ежеквартально Отсутствие сколов, видимых трещин зубьев шестерни и рейки, деформации рейки, пружинного буфера и сминающегося элемента.

Зазор между зубчатой рейкой и нажимными роликами должен быть в пределах 0,5— 1,0 мм для кранов «Кондор» и 0,1—0,5 мм для кранов «Альбатрос» и «Сокол».

Осмотрите зубчатую рейку, шестерню, пружинный буфер и сминающийся элемент.

Замерьте щупом зазор между рейкой и прижимными роликами. Если размер больше 1,0 мм, произведите регулирование зубчатой рейки, см. разд. 3, п. 3.7.

Регулирование реечного зацепления.

Запрещается производить осмотр механизма изменения вылета стрелы во время дождя, грозы, снегопада и ветра более 10 м/с.

Перед осмотром механизма изменения вылета стрелы выключите автомат и повесьте на его рукоятку плакат «Не включать. Работают люди».

Кабину управления закройте на замок.

Ежегодно Износ толщины зуба по делительной окружности не должен превышать у рейки 15%, у шестерни — 5% от первоначальной толщины зуба.

Для крана «Альбатрос» и «Сокол» износ толщины зуба рейки составляет 3,8 мм, шестерни — 1,3 мм. Первоначальная толщина зуба равна 25,1 мм.

Для крана «Кондор» износ толщины зуба рейки составляет 4,7 мм, у шестерни — 1,6 мм. Первоначальная толщина зуба равна 31.4 мм.

Определите участок рейки наибольшего износа зубьев. Удалите смазку с помощью ветоши (малярной кисти), смоченной в керосине. Замерьте зубомером (штангенциркулем) толщину зуба шестерни и рейки по делительной окружности.

Проверьте пятно касания зубьев зубчатой рейки и шестерни с помощью листа бумаги, заложенного между зубьями. Пятно касания должно быть посередине зуба.

При участии в осмотре механизма второго лица согласуйте с ним свои действия.
10.2. Опора соединения зубчатой рейки со стрелой Ежегодно Отсутствие деформаций, трещин в опоре. Осмотрите опору соединения зубчатой рейки со стрелой.
10.3. Редукторы Ежеквартально Отсутствие течи масла. Осмотрите редукторы.
10.4. Тормоза
10.4.1. Тормозной шкив Ежесуточно Отсутствие трещин, сколов, смазки на поверхности тормозного шкива. Осмотрите тормозные шкивы.
Ежемесячно Уменьшение толщины обода тормозного шкива не превышает 30% от первоначального размера (3 мм). Первоначальная толщина обода 10 мм.

Глубина канавок на рабочей поверхности тормозного шкива не превышает 1 мм.

Снимите ограждения, обеспечьте доступ к тормозным шкивам. Замерьте величину износа обода тормозного шкива штангенциркулем и глубину канавок на рабочей поверхности шкива — с помощью металлической линейки. Снятые ограждения установите на место и закрепите их.
10.4 2. Тормозные накладки Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений тормозных накладок. Осмотрите тормозные накладки.
Ежемесячно Тормозные накладки должны иметь в наиболее изношенной части толщину не менее 4 мм (50% от первоначальной толщины). Для накладок, закрепленных заклепками, минимально допустимая толщина накладки должна превышать высоту заклепок на 1 мм. Снимите ограждения. Разберите тормоз и обеспечьте свободный доступ к тормозным накладкам. Замерьте толщину тормозных накладок и глубину от поверхности накладки до головки заклепки штангенциркулем.
10.4.3. Прилегание колодок к тормозному шкиву Ежемесячно В заторможенном положении тормоза тормозные колодки должны прилегать к тормозному шкиву всей поверхностью. Замерьте щупом возможные зазоры в местах прилегания тормозных колодок к шкиву. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов. Не производите работы по обслуживанию и регулированию тормозов во время работы механизма.
10.4.4. Величина отхода колодок от тормозного шкива Ежемесячно В расторможенном положении тормоза величина отхода колодок от шкива должна быть в пределах 0,5—1,0 мм равномерно по всей поверхности прилегания. Поднимите шток электрогидротолкателя в крайнее верхнее положение. Подложите под рычаги подкладки для удержания тормоза в расторможенном положении.

Замерьте щупом величину отхода колодок от шкива. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов.

10.4.5. Предварительное натяжение электрогидротолкателя Ежемесячно В заторможенном положении тормозов колодки плотно прилегают к шкиву, а шток толкателя выдвинут из корпуса на величину С, равную 5—15 мм.

Величина С должна быть не менее 5 мм.

Замерьте линейкой величину С выхода штока из корпуса электрогидравлического толкателя. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов.
10.4.6. Полумуфты Ежеквартально Плотная посадка полумуфт на валах редукторов и двигателей. Отсутствие смещений полумуфт относительно валов. Покачайте вручную в обе стороны полумуфты на валах, определяя люфт визуально.
10.4.7. Пальцы полумуфт Ежеквартально Плотная посадка пальцев в гнездах полумуфт. Отсутствие ослабленных резьбовых соединений крепления пальцев. Простучите молотком пальцы и резьбовые соединения креплений. В необходимых случаях проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.
10.4.8. Упругие втулки Ежеквартально Зазор между отверстием полумуфты и упругой втулкой должен быть не более 0,1D (3,5 и 4 мм). D — диаметр отверстия полумуфты, равен 35 и 40 мм. Покачайте полумуфты руками в обе стороны, проверяя люфт упругих втулок. В доступных местах замерьте зазор щупом. Проверьте резьбовые соединения креплений пальцев гаечными ключами.
10.4.9. Крепление деталей тормозов Ежемесячно Наличие креплений пальцев и тяг шплинтами и гайками в соответствии с конструкцией тормоза. Осмотрите крепления. Проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.
10.5. Действие механизма изменения вылета стрелы и его тормозов Ежесуточно При переключении контроллера скорость движения стрелы увеличивается (уменьшается).

Автоматическое отключение привода при срабатывании конечных выключателей в крайних положениях вылета стрелы.

Возможность обратного движения механизма изменения вылета стрелы после срабатывания конечного выключателя.

Тормозной путь должен быть не более 1,5 м. При подходе стрелы к зоне срабатывания конечных выключателей автоматически включается тормозной двигатель и скорость движения стрелы уменьшается.

Опробуйте механизм изменения вылета стрелы без груза в направлении увеличения и уменьшения вылета до срабатывания конечных выключателей.

Убедитесь, что при подходе стрелы к крайним положениям срабатывает предварительный конечный выключатель, автоматически включается тормозной двигатель и скорость движения стрелы понижается, привод автоматически отключается при вылетах стрелы 8 или 32 м.

После включения механизма изменения вылета стрелы наблюдайте за указателем вылета и остановите стрелу, если при вылете 8 или 32 м автоматической остановки не произошло.
10.6. Конечные выключатели
10.6.1. Шпиндельные конечные выключатели механизма изменения вылета стрелы: Ежесуточно Конечный выключатель должен сработать при движении стрелы в направлении уменьшения или увеличения вылета для кранов: Включите механизм изменения вылета стрелы без груза в направлении уменьшения вылета до срабатывания конечных выключателей.

Убедитесь, что при этом снизилась скорость движения стрелы после срабатывания предварительного конечного выключателя.

Переключите механизм изменения вылета стрелы в направлении увеличения вылета до срабатывания конечных выключателей.

Убедитесь, что при этом снизилась скорость движения стрелы после срабатывания предварительного конечного выключателя.

Если срабатывание конечных выключателей происходит при других значениях вылетов стрелы, следует пригласить электромонтера и вместе с ним отрегулировать конечные выключатели См. разд. 3, п. 3.8.3.

Запрещается пользоваться конечными выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов.

Выключите механизм изменения вылета стрелы, если в указанных положениях не сработали конечные выключатели

При проверке срабатывания конечных выключателей механизма изменения вылета стрелы постоянно наблюдайте за указателем вылета стрелы.

Запрещается подводить движущиеся части механизмов на больших скоростях к конечным упорам и выключателям.

При работе крана с грузом, т Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м Полная остановка стрелы на вылетах, м
при уменьшении вылета при увеличении вылета при уменьшении вылета при увеличении вылета
Кран «Альбатрос»
1) предварительный конечный выключатель 10

20

9,0

9,0

30,0

14,5

2) главный конечный выключатель 10

20

8,5

8,5

31,5

15,6

8,0

8,0

32,0

16,0

Кран «Сокол»
1) предварительный конечный выключатель 16

20

32

11,0

11,0

11,0

30,0

23,5

14,5

2) главный конечный выключатель 16

20

32

9,0

9,0

9,0

31,5

24,5

15,6

8,0

8,0

8,0

32,0

25,0

16,0

Кран «Кондор»
1) предварительный конечный выключатель 16—

32 40

 

11,0

11,0

 

30,0

23,5

 

 

2) главный конечный выключатель 16—

32

40

 

9,0

9,0

 

31,5

24,6

 

8,0

8,0

 

32,0

25,0

при работе с электромагнитом 16 т — на вылете 12 м и 30 м.

После срабатывания предварительного конечного выключателя должна автоматически снизиться скорость движения стрелы.

Возможность обратного движения стрелы после срабатывания главного конечного выключателя.

10.6.2. Кулачковые конечные выключатели механизма изменения вылета стрелы: Ежесуточно Автоматическое отключение привода при движении стрелы в направлении уменьшения или увеличения вылета стрелы для кранов: Включите механизм изменения вылета стрелы в направлении уменьшения вылета стрелы до срабатывания конечных выключателей. При этом убедитесь, что сработал предварительный конечный выключатель и понизилась скорость движения стрелы.

Переключите механизм изменения вылета стрелы в направлении увеличения вылета стрелы до срабатывания конечных выключателей. При этом убедитесь, что сработал предварительный конечный выключатель и снизилась скорость движения стрелы.

Если срабатывание конечных выключателей происходит при других значениях вылетов стрелы, следует пригласить электромонтера и вместе с ним отрегулировать конечные выключатели.

См. разд. 3, п. 3.8.7, табл.

Выключите механизм изменения вылета стрелы, если в крайних положениях вылета стрелы автоматической остановки привода не произошло.

При проверке срабатывания конечных выключателей механизма изменения вылета стрелы постоянно наблюдайте за указателем вылета стрелы.

 

При работе крана с грузом, т Срабатывание конечного выключателя на вылетах стрелы, м Полная остановка стрелы на вылетах, м
при уменьшении вылета при увеличении вылета при уменьшении вылета при увеличении вылета
Кран «Альбатрос»
1) предварительный 10

20

9,0

9,0

30,0

14,5

2) главный 10

20

8,5

8,5

31,5

15,6

8,0

8,0

32,0

16,0

Кран «Сокол»
1) предварительный 16

20

32

11,0

11,0

11,0

30,0

23,5

14,5

2) главный 16

20

32

9,0

9,0

9,0

31,5

24,5

15,6

8,0

8,0

8,0

32,0

25,0

16,0

Работа с электромагнитом
16 11,0 31,5 12,0 32,0
Кран «Кондор»
1) предварительный 16,

20,

32

40

 

 

11,0

11,0

 

 

30,0

23,5

 

 

 

 

2) главный 16,

20,

32

40

 

 

9,0

9,0

 

 

31,5

24,6

 

 

8,0

8,0

 

 

32,0

25,0

Работа с электромагнитом
16 11,0 30,0 12,0 30,7
После срабатывания предварительного конечного выключателя должна автоматически снизиться скорость движения стрелы.

Возможность обратного Движения стрелы после срабатывания главного конечного выключателя.

10.7. Болтовые соединения креплений механизма изменения вылета стрелы Ежегодно Отсутствие ослабленных болтовых соединений. Моменты затяжки болтовых соединений должны соответствовать указаниям табл. 2. Проверьте затяжку болтовых соединений креплений двигателей, тормозов, корпусов подшипников, редукторов гаечными ключами (динамометрическим ключом). При затяжке болтовых соединений не применяйте неисправный инструмент.
10.9. Опора редуктора Ежеквартально Зазор в подшипниковой опоре редуктора должен быть не более 1 мм.
10.10. Стакан реле нулевой скорости Ежемесячно Отсутствие ослабленных болтовых соединений, посторонних шумов. Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами. Прослушайте, нет ли посторонних шумов в стакане реле нулевой скорости. При проверке шумов в стакане реле нулевой скорости нужен второй человек. Он должен иметь удостоверение на право управления краном.
10.11. Смазка механизма изменения вылета стрелы Согласно карты смазки Соблюдение сроков смазки. Произведите смазку механизма изменения вылета стрелы согласно карте смазки.