Объект проверки | Периодичность
проверки |
Технические требования к объекту проверки | Указания по проверке | Требования безопасности при проверке |
9. МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ГРУЗА | ||||
9.1. Грузовые барабаны | Ежесуточно | Отсутствие сколов, трещин. | Осмотрите грузовые барабаны. | При участии в осмотре второго лица согласуйте с ним свои действия. |
Ежеквартально | Плотное прилегание прижимных планок к канатам. Отсутствие ослабленных болтовых соединений. | Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами. | ||
9.2. Поддоны грузовых барабанов | Ежеквартально | Отсутствие видимых повреждений, ослабленных болтовых соединений. | Осмотрите поддоны грузовых барабанов. Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами. | Перед осмотром механизма подъема груза выключите автомат и повесьте на его рукоятку плакат «Не включать. Работают люди». |
9.3. Канатоукладчики | Ежесуточно | Отсутствие видимых повреждений. Ролики канатоукладчиков расположены на первых сбегающих ветвях канатов и плотно прижаты к ним. | Осмотрите канатоукладчики. | |
Ежеквартально | Отсутствие ослабленных болтовых соединений. | Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами. | ||
9.4. Ограждения | Ежесуточно | Отсутствие повреждений. Ограждения установлены на своих местах в соответствии с предусмотренной заводской конструкцией. | Осмотрите ограждения. | Установите снятые ограждения на свои места и закрепите их. |
9.5. Редукторы | Ежеквартально | Отсутствие течи масла. | Осмотрите редукторы. | |
9.6. Тормоза | ||||
9.6.1. Тормозной шкив | Ежесуточно | Отсутствие трещин, сколов, смазки на поверхности тормозного шкива. | Осмотрите тормозные шкивы. | Не производите техническое обслуживание тормозов механизма подъема груза при поднятом грузозахватном органе, а также не применяйте приспособления для растормаживания вручную. |
Ежемесячно | Уменьшение толщины обода тормозного шкива не превышает 30% (6 мм) от первоначального размера (первоначальная толщина обода 20 мм).
Глубина канавок на рабочей поверхности шкива не превышает 1 мм. |
Замерьте штангенциркулем толщину обода шкива.
Если величина износа обода шкива больше 6 мм, шкив необходимо заменить. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов. |
||
9.6.2. Тормозные накладки | Ежесуточно | Отсутствие видимых повреждений тормозных накладок. | Осмотрите тормозные накладки. | |
Ежемесячно | Износ тормозных накладок должен быть менее половины (6 мм) первоначальной толщины в средней части.
Для накладок, закрепленных заклепками, минимально допустимая толщина накладки должна превышать высоту заклепок на 1 мм. |
Установите грузозахватный орган на землю.
Разберите тормоз таким образом, чтобы был свободный доступ к тормозным шкивам, тормозным накладкам, упругим втулкам. Замерьте штангенциркулем (линейкой) толщину тормозных накладок. См. разд. 3, п. 3.1. |
Перед разборкой тормоза закрепите грузовые канаты так, чтобы не было самопроизвольного вращения лебедки. | |
9.6.3. Прилегание колодок к тормозному шкиву | Ежемесячно | В заторможенном положении тормоза тормозные колодки должны прилегать к тормозному шкиву всей поверхностью. | Регулирование тормозов Замерьте щупом возможные зазоры в местах прилегания тормозных колодок к шкиву. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов. | Не производите работы по обслуживанию и регулированию тормозов во время работы крана. |
9.6.4. Величина отхода колодок ог шкива | Ежемесячно | В расторможенном положении тормоза величина отхода колодок от шкива должна быть в пределах 0,5—1,0 мм равномерно по всей поверхности прилегания. | Поднимите шток электрогидротолкателя в крайнее верхнее положение. Подложите под рычаги подкладки для удержания тормоза в расторможенном положении. Замерьте щупом величину отхода колодок от шкива. | |
9.6.5. Предварительное натяжение электрогидротолкателя | Ежемесячно | В заторможенном состоянии тормозов колодки плотно прижаты к шкивам, а шток электрогидротолкателя выдвинут из корпуса на величину С, равную 5—20 мм. Величина С должна быть не менее 5 мм | Замерьте линейкой величину С предварительного натяжения электрогидравлического толкателя. Если величина С окажется менее 5 мм, произведите регулирование тормоза. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов. | |
9.6.6. Полумуфты | Ежеквартально | Плотная посадка полумуфт на валах редукторов и двигателей. Отсутствие смещений полумуфт относительно валов. | Покачайте в обе стороны полумуфты на валах, определяя люфт визуально. | |
9.6.7. Пальцы полумуфт | Ежеквартально | Плотная посадка пальцев в гнездах полумуфт. Отсутствие ослабленных резьбовых соединений крепления пальцев. | Простучите молотком пальцы и резьбовые соединения креплений. В необходимых случаях проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами. | |
9.6.8. Упругие втулки | Ежеквартально | Зазор между отверстием полумуфты и упругой втулкой должен быть не более 0,1D (5,5 и 7,5 мм). D — диаметр отверстия полумуфты, равен 55 и 75 мм. | Замерьте величину зазора щупом, а при разборке — штангенциркулем.
Проверьте наличие шплинтов в пальцах. |
|
9.6.9. Крепление деталей тормозов | Ежемесячно | Наличие креплений пальцев и тяг шплинтами и гайками в соответствии с конструкцией тормоза. | Осмотрите крепления. Проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами. | |
9.7. Канаты | Ежесуточно | Отсутствие схода канатов с блоков и барабанов. | Осмотрите канаты, их расположение на блоках и грузовых барабанах. | |
Еженедельно | Износ канатов не превышает норм, предусмотренных Госгортехнадзором. | Определите длину шага свивки в наиболее изношенной части каната.
Удалите смазку с этой части каната с помощью малярной кисти, смоченной в керосине. Определите износ каната по правилам Госгортехнадзора. |
Проверку канатов производите в рукавицах.
Отгибайте оборванные проволоки каната с помощью отвертки. |
|
9.8. Детали канатных замков | Ежесуточно | Отсутствие видимых повреждений. | Опустите грузозахватный орган на землю.
Осмотрите канатные коуши, груши, скобы, пальцы скоб, звенья цепи. |
Установите грузозахватный орган на землю (площадку) в устойчивое положение. |
Ежеквартально | Коуши канатов, груши, скобы, пальцы скоб, звенья цепи не имеют трещин, деформаций. Пальцы скоб зашплинтованы. Износ не превышает норм, предусмотренных Госгортехнадзором. | Протрите ветошью, смоченной в керосине, детали канатных замков. Проверьте на отсутствие трещин. Замерьте штангенциркулем диаметр в месте износа скобы, пальца, звена цепи. (См. правила Госгортехнадзора). | ||
9.9. Дифференциальное устройство | Ежеквартально | Исправное действие. | Проверьте работу дифференциального устройства путем открытия, закрытия грейфера.
После каждой перепасовки грузозахватного органа произведите регулирование дифференциального устройства. См. разд. 3, п. 3.2. |
|
9.10. Действие механизма подъема и его тормозов | Ежесуточно | При включении контроллеров по ступеням скорость механизма подъема увеличивается (уменьшается).
Отсутствие толчков, заеданий, посторонних звуков. Тормозной путь должен быть не более 0,85 м. Пробег грузовых канатов лебедок должен быть одинаковым. |
Включите контроллеры механизма подъема груза по ступеням с нулевого до четвертого положений в сторону подъема и спуска.
Определите визуально увеличение (уменьшение) скорости механизма подъема при переключении контроллеров. |
|
9.11. Конечный выключатель механизма подъема | Ежесуточно | Автоматическое отключение приводов при срабатывании любого из конечных выключателей механизма подъема.
Возможность спуска после срабатывания конечного выключателя. После остановки механизма подъема зазор между грузозахватным органом (верхним звеном цепи) и упором (ограждение концевых блоков хобота) должен быть не менее 200 мм. |
Установите стрелу в положение наилучшей видимости концевых блоков хобота.
Включите механизм подъема (без груза) на подъем. Переключите механизм подъема на минимальную скорость при подходе грузозахватного органа к зоне срабатывания конечного выключателя. Наблюдайте за величиной расстояния между концевыми блоками хобота и верхним звеном цепи грузовых канатов до срабатывания конечных выключателей. |
Запрещается слесарю самостоятельно регулировать конечный выключатель механизма подъема. |
9.12. Ограничитель грузоподъемности | Ежесуточно | Ограничитель грузоподъемности закрыт и опломбирован.
После включения главного автомата (пускателя) на пульте управления механизма подъема загорается сигнальная лампа, команды на увеличение вылета стрелы и подъем груза не выполняются. После включения одного из двух контроллеров механизма подъема с нулевого в третье положение на спуск сигнальная лампа гаснет, это свидетельствует о готовности механизма подъема к работе. |
Осмотрите ограничитель грузоподъемности.
Включите главный автомат (пускатель) в кабине крановщика. Убедитесь, что на пульте управления механизма подъема загорелась сигнальная лампа. Включите командоконт- роллеры поочередно: сначала механизма изменения вылета стрелы на увеличение вылета и обратно, затем механизма подъема на подъем и обратно. Движения механизмов не должно быть. Затем включите один или оба командоконтрол- лера механизма подъема из нулевого в третье положение на спуск. Убедитесь после этого, что на пульте управления механизма подъема сигнальная лампа погасла. |
Не приступайте к опробованию механизмов, если на автомате (пускателе) вывешен плакат «Не включать. Работают люди». |
9.13. Действие ограничителя грузоподъемности | Ежеквартально | Автоматическое отключение механизмов подъема и изменения вылета стрелы при подъеме груза, превышающем номинальную грузоподъемность больше чем на 15%.
Возможность включения механизмов подъема и изменения вылета стрелы в направлении уменьшения грузового момента после срабатывания ограничителя грузоподъемности. |
Подготовьте контрольный груз, вес которого превышает номинальную грузоподъемность больше чем на 15% и подвесьте его на грузозахватный орган.
Включите механизм в направлении подъема груза до срабатывания ограничителя грузоподъемности. Включите после этого механизм изменения вылета стрелы в направлении увеличения вылета, убедитесь, что он не включается. Убедитесь в том, что механизм подъема включается на спуск, а механизм изменения вылета стрелы — в направлении уменьшения вылета. |
Не регулируйте ограничитель грузоподъемности самостоятельно. |
9.14. Болтовые соединения составных частей механизма подъема | Ежегодно | Отсутствие ослабленных болтовых соединений.
Величина моментов затяжки болтовых соединений соответствует фирменной технической документации крана. |
Проверьте болтовые соединения креплений двигателей, тормозов, редукторов и др. гаечными ключами.
См. табл. 2. |
Не применяйте случайные предметы для увеличения рычага при затяжке болтовых соединений. |
9.15. Смазка механизма подъема | Согласно карте смазки | Соблюдение сроков смазки, указанных в карте смазки. | Произведите смазку механизма согласно срокам, указанным в карте смазки. | Применяйте для смазки масленки, малярную кисть и деревянную лопатку. Обязательно надевайте рукавицы.
Использованную смазку и ветошь уберите в специально отведенное место. |