Вернуться к Проверка технического состояния

9. Механизм подъёма груза

Объект проверки Периодичность

проверки

Технические требования к объекту проверки Указания по проверке Требования безопасности при проверке
9. МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ГРУЗА
9.1. Грузовые барабаны Ежесуточно Отсутствие сколов, трещин. Осмотрите грузовые барабаны. При участии в осмотре второго лица согласуйте с ним свои действия.
Ежеквартально Плотное прилегание прижимных планок к канатам. Отсутствие ослабленных болтовых соединений. Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами.
9.2. Поддоны грузовых барабанов Ежеквартально Отсутствие видимых повреждений, ослабленных болтовых соединений. Осмотрите поддоны грузовых барабанов. Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами. Перед осмотром механизма подъема груза выключите автомат и повесьте на его рукоятку плакат «Не включать. Работают люди».
9.3. Канатоукладчики Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений. Ролики канатоукладчиков расположены на первых сбегающих ветвях канатов и плотно прижаты к ним. Осмотрите канатоукладчики.
Ежеквартально Отсутствие ослабленных болтовых соединений. Проверьте затяжку болтовых соединений гаечными ключами.
9.4. Ограждения Ежесуточно Отсутствие повреждений. Ограждения установлены на своих местах в соответствии с предусмотренной заводской конструкцией. Осмотрите ограждения. Установите снятые ограждения на свои места и закрепите их.
9.5. Редукторы Ежеквартально Отсутствие течи масла. Осмотрите редукторы.
9.6. Тормоза
9.6.1. Тормозной шкив Ежесуточно Отсутствие трещин, сколов, смазки на поверхности тормозного шкива. Осмотрите тормозные шкивы. Не производите техническое обслуживание тормозов механизма подъема груза при поднятом грузозахватном органе, а также не применяйте приспособления для растормаживания вручную.
Ежемесячно Уменьшение толщины обода тормозного шкива не превышает 30% (6 мм) от первоначального размера (первоначальная толщина обода 20 мм).

Глубина канавок на рабочей поверхности шкива не превышает 1 мм.

Замерьте штангенциркулем толщину обода шкива.

Если величина износа обода шкива больше 6 мм, шкив необходимо заменить.

См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов.

9.6.2. Тормозные накладки Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений тормозных накладок. Осмотрите тормозные накладки.
Ежемесячно Износ тормозных накладок должен быть менее половины (6 мм) первоначальной толщины в средней части.

Для накладок, закрепленных заклепками, минимально допустимая толщина накладки должна превышать высоту заклепок на 1 мм.

Установите грузозахватный орган на землю.

Разберите тормоз таким образом, чтобы был свободный доступ к тормозным шкивам, тормозным накладкам, упругим втулкам.

Замерьте штангенциркулем (линейкой) толщину тормозных накладок. См. разд. 3, п. 3.1.

Перед разборкой тормоза закрепите грузовые канаты так, чтобы не было самопроизвольного вращения лебедки.
9.6.3. Прилегание колодок к тормозному шкиву Ежемесячно В заторможенном положении тормоза тормозные колодки должны прилегать к тормозному шкиву всей поверхностью. Регулирование тормозов Замерьте щупом возможные зазоры в местах прилегания тормозных колодок к шкиву. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов. Не производите работы по обслуживанию и регулированию тормозов во время работы крана.
9.6.4. Величина отхода колодок ог шкива Ежемесячно В расторможенном положении тормоза величина отхода колодок от шкива должна быть в пределах 0,5—1,0 мм равномерно по всей поверхности прилегания. Поднимите шток электрогидротолкателя в крайнее верхнее положение. Подложите под рычаги подкладки для удержания тормоза в расторможенном положении. Замерьте щупом величину отхода колодок от шкива.
9.6.5. Предварительное натяжение электрогидротолкателя Ежемесячно В заторможенном состоянии тормозов колодки плотно прижаты к шкивам, а шток электрогидротолкателя выдвинут из корпуса на величину С, равную 5—20 мм. Величина С должна быть не менее 5 мм Замерьте линейкой величину С предварительного натяжения электрогидравлического толкателя. Если величина С окажется менее 5 мм, произведите регулирование тормоза. См. разд. 3, п. 3.1. Регулирование тормозов.
9.6.6. Полумуфты Ежеквартально Плотная посадка полумуфт на валах редукторов и двигателей. Отсутствие смещений полумуфт относительно валов. Покачайте в обе стороны полумуфты на валах, определяя люфт визуально.
9.6.7. Пальцы полумуфт Ежеквартально Плотная посадка пальцев в гнездах полумуфт. Отсутствие ослабленных резьбовых соединений крепления пальцев. Простучите молотком пальцы и резьбовые соединения креплений. В необходимых случаях проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.
9.6.8. Упругие втулки Ежеквартально Зазор между отверстием полумуфты и упругой втулкой должен быть не более 0,1D (5,5 и 7,5 мм). D — диаметр отверстия полумуфты, равен 55 и 75 мм. Замерьте величину зазора щупом, а при разборке — штангенциркулем.

Проверьте наличие шплинтов в пальцах.

9.6.9. Крепление деталей тормозов Ежемесячно Наличие креплений пальцев и тяг шплинтами и гайками в соответствии с конструкцией тормоза. Осмотрите крепления. Проверьте затяжку резьбовых соединений гаечными ключами.
9.7. Канаты Ежесуточно Отсутствие схода канатов с блоков и барабанов. Осмотрите канаты, их расположение на блоках и грузовых барабанах.
Еженедельно Износ канатов не превышает норм, предусмотренных Госгортехнадзором. Определите длину шага свивки в наиболее изношенной части каната.

Удалите смазку с этой части каната с помощью малярной кисти, смоченной в керосине.

Определите износ каната по правилам Госгортехнадзора.

Проверку канатов производите в рукавицах.

Отгибайте оборванные проволоки каната с помощью отвертки.

9.8. Детали канатных замков Ежесуточно Отсутствие видимых повреждений. Опустите грузозахватный орган на землю.

Осмотрите канатные коуши, груши, скобы, пальцы скоб, звенья цепи.

Установите грузозахватный орган на землю (площадку) в устойчивое положение.
Ежеквартально Коуши канатов, груши, скобы, пальцы скоб, звенья цепи не имеют трещин, деформаций. Пальцы скоб зашплинтованы. Износ не превышает норм, предусмотренных Госгортехнадзором. Протрите ветошью, смоченной в керосине, детали канатных замков. Проверьте на отсутствие трещин. Замерьте штангенциркулем диаметр в месте износа скобы, пальца, звена цепи. (См. правила Госгортехнадзора).
9.9. Дифференциальное устройство Ежеквартально Исправное действие. Проверьте работу дифференциального устройства путем открытия, закрытия грейфера.

После каждой перепасовки грузозахватного органа произведите регулирование дифференциального устройства. См. разд. 3, п. 3.2.

9.10. Действие механизма подъема и его тормозов Ежесуточно При включении контроллеров по ступеням скорость механизма подъема увеличивается (уменьшается).

Отсутствие толчков, заеданий, посторонних звуков.

Тормозной путь должен быть не более 0,85 м.

Пробег грузовых канатов лебедок должен быть одинаковым.

Включите контроллеры механизма подъема груза по ступеням с нулевого до четвертого положений в сторону подъема и спуска.

Определите визуально увеличение (уменьшение) скорости механизма подъема при переключении контроллеров.

9.11. Конечный выключатель механизма подъема Ежесуточно Автоматическое отключение приводов при срабатывании любого из конечных выключателей механизма подъема.

Возможность спуска после срабатывания конечного выключателя.

После остановки механизма подъема зазор между грузозахватным органом (верхним звеном цепи) и упором (ограждение концевых блоков хобота) должен быть не менее 200 мм.

Установите стрелу в положение наилучшей видимости концевых блоков хобота.

Включите механизм подъема (без груза) на подъем.

Переключите механизм подъема на минимальную скорость при подходе грузозахватного органа к зоне срабатывания конечного выключателя.

Наблюдайте за величиной расстояния между концевыми блоками хобота и верхним звеном цепи грузовых канатов до срабатывания конечных выключателей.

Запрещается слесарю самостоятельно регулировать конечный выключатель механизма подъема.
9.12. Ограничитель грузоподъемности Ежесуточно Ограничитель грузоподъемности закрыт и опломбирован.

После включения главного автомата (пускателя) на пульте управления механизма подъема загорается сигнальная лампа, команды на увеличение вылета стрелы и подъем груза не выполняются.

После включения одного из двух контроллеров механизма подъема с нулевого в третье положение на спуск сигнальная лампа гаснет, это свидетельствует о готовности механизма подъема к работе.

Осмотрите ограничитель грузоподъемности.

Включите главный автомат (пускатель) в кабине крановщика. Убедитесь, что на пульте управления механизма подъема загорелась сигнальная лампа.

Включите командоконт- роллеры поочередно: сначала механизма изменения вылета стрелы на увеличение вылета и обратно, затем механизма подъема на подъем и обратно.

Движения механизмов не должно быть.

Затем включите один или оба командоконтрол- лера механизма подъема из нулевого в третье положение на спуск.

Убедитесь после этого, что на пульте управления механизма подъема сигнальная лампа погасла.

Не приступайте к опробованию механизмов, если на автомате (пускателе) вывешен плакат «Не включать. Работают люди».
9.13. Действие ограничителя грузоподъемности Ежеквартально Автоматическое отключение механизмов подъема и изменения вылета стрелы при подъеме груза, превышающем номинальную грузоподъемность больше чем на 15%.

Возможность включения механизмов подъема и изменения вылета стрелы в направлении уменьшения грузового момента после срабатывания ограничителя грузоподъемности.

Подготовьте контрольный груз, вес которого превышает номинальную грузоподъемность больше чем на 15% и подвесьте его на грузозахватный орган.

Включите механизм в направлении подъема груза до срабатывания ограничителя грузоподъемности.

Включите после этого механизм изменения вылета стрелы в направлении увеличения вылета, убедитесь, что он не включается.

Убедитесь в том, что механизм подъема включается на спуск, а механизм изменения вылета стрелы — в направлении уменьшения вылета.

Не регулируйте ограничитель грузоподъемности самостоятельно.
9.14. Болтовые соединения составных частей механизма подъема Ежегодно Отсутствие ослабленных болтовых соединений.

Величина моментов затяжки болтовых соединений соответствует фирменной технической документации крана.

Проверьте болтовые соединения креплений двигателей, тормозов, редукторов и др. гаечными ключами.

См. табл. 2.

Не применяйте случайные предметы для увеличения рычага при затяжке болтовых соединений.
9.15. Смазка механизма подъема Согласно карте смазки Соблюдение сроков смазки, указанных в карте смазки. Произведите смазку механизма согласно срокам, указанным в карте смазки. Применяйте для смазки масленки, малярную кисть и деревянную лопатку. Обязательно надевайте рукавицы.

Использованную смазку и ветошь уберите в специально отведенное место.