В результате износа направляющих рейки, ее опорных колец и прижимных роликов нарушается зубчатое зацепление вала- шестерни механизма изменения вылета стрелы и зубчатой рейки, что приводит к увеличению износа их зубьев.
При нарушении зацепления зубчатой рейки и вала-шестерни появляется зазор между зубчатой рейкой и прижимными роликами, превышающий допустимый; возникает необходимость в регулировании зацепления.
Номинальный зазор для зацепления установлен 0,5 мм, предельно допустимый зазор — 1,0 мм. Величины зазоров установлены при разгруженной рейке.
Контроль и регулирование реечного зацепления производится в следующей последовательности:
установите стрелу в смазочное положение (вылет 6,15 м); зафиксируйте смазочное положение стрелы, соединив ее с кронштейном колонны;
откройте одновременно оба тормоза механизма изменения вылета стрелы, разгрузив этим зубчатую рейку;
замерьте зазор между рабочей поверхностью заднего прижимного ролика 19 (рис. 16) и верхней полкой зубчатой рейки 1 при контакте зубчатой рейки с передним прижимным роликом 18;
регулируйте реечное зацепление поворотом эксцентриковой оси 5 прижимного ролика путем перемещения гаек 16 на регулировочном винте 17. При этом эксцентриковая ось заднего прижимного ролика поворачивается по часовой стрелке и величина зазора между рабочей поверхностью заднего прижимного ролика 19 и верхней полкой зубчатой рейки 1 уменьшается.
Если гайки 16, перемещаемые по регулировочному винту 17, прошли его резьбовую часть, а номинальный зазор между задним прижимным роликом 19 и зубчатой рейкой не установлен, то необходимо снять рычаг 6 эксцентриковой оси 5, развернуть его на 30° против часовой стрелки (на одну грань) по отношению оси, закрепить его на оси, после чего продолжить регулирование с помощью тех же гаек 16.
После окончания регулирования закрепите гайки 16 на винте 17 контргайками 20.
Рис. 16. Конструкция реечного зацепления и расположение конечных выключателей:
1 — рейка; 2 — опора; 3 — шестерня; 4, 9 — корпус прижимного ролика; 5 — эксцентриковая ось; 6 — рычаг; 7 — щеки направляющей; 8 — конечный выключатель для работы с повышенной грузоподъемностью; 10 — ось; 11 — металлоконструкция колонны; 12 — конечный выключатель предварительный; 13 — конечный выключатель, отключающий движение на вылетах 8 и 32 м; 14 — зубчатое колесо; 15 — вал-шестерня; 16 — гайка винта; 17 — винт; 18 — передний прижимный ролик; 19 — задний прижимный ролик; 20 — контргайка винта