3.4.1. В результате износа зубьев зубчатого венца и шестерни увеличивается боковой зазор между зубьями. Это приводит к увеличению динамических нагрузок на металлические конструкции крана и элементы механизма поворота при разгоне и торможения последнего.
Регулирование зубчатого зацепления шестерни и вала поворотного круга можно производить на кранах постройки 1971, 1972 гг. На кранах постройки 1973, 1974 гг. регулирование не предусмотрено конструкцией.
Необходимость регулирования определяется величиной размера а, проставленного на рис. 9. Если размер а, полученный при замере, больше размера, проставленного на фирменном чертеже общего вида механизма поворота (что свидетельствует об увеличении радиального зазора в зацеплении), то зацепление следует отрегулировать.
Регулирование можно осуществить с помощью эксцентриковых осей (рис. 10), которыми редуктор крепится к конструкции колонны крана.
Поворачивайте одновременно обе оси 6, уменьшая расстояние а. Результат регулирования проверяется калибром, конструкция которого изображена на рис. 9.
Величина контрольного размера, которая должна быть достигнута при регулировании зацепления, составляет 276 мм и указана на поле фирменного чертежа К12165, «Приспособление для регулирования шестерни механизма поворота». Чертеж поставляется фирмой с документацией на кран4.
3.4.2. Регулирование зацепления зубчатого венца и шестерни открытой зубчатой передачи механизма поворта крана «Кондор» (рис. 11, узел I а и б). Наибольшая допустимая величина бокового зазора между зубьями зубчатого венца и шестерни составляет 5 мм, а номинальная величина бокового зазора равна 0,1 — 0,5 мм.
3.4.2.1. Регулирование зацепления зубчатого венца и шестерни открытой зубчатой передачи кранов 1974—1983 гг. постройки (см. рис. 11, а) производится в следующем порядке:
снимите соединительный лист 1 и ключ 2;
отверните четыре гайки 6 на крепежных болтах 5 балки 9;
вращайте четыре гайки 8 по часовой стрелке поочередно, перемещая балку 9 до тех пор, пока не будет достигнуто номинальное значение бокового зазора между зубьями зубчатого венца и шестерни механизма поворота;
затяните плотно четыре гайки 6;
зафиксируйте положение гаек 6, 8 и балки 9, установив соединительный лист 1 и ключ 2.
3.4.2.2. Регулирование зацепления зубчатого венца и шестерни открытой зубчатой передачи кранов 1984—1985 годов постройки (см. рис. 11, б) производится в следующем порядке:
отверните регулировочный болт и освободите клинья клинового устройства опорной балки 14 механизма поворота;
отверните контргайки 12 и гайки 10 крепежных шпилек 11 на величину выбираемого бокового зазора;
вращайте гайки 17 по часовой стрелке поочередно, перемещая опорную балку 14 до тех пор, пока не будет достигнуто номинальное значение бокового зазора между зубьями зубчатого венца и шестерни механизма поворота;
установите клинья клинового устройства опорной балки 14 механизма поворота и зажмите их регулировочным болтом, выбрав этим зазоры между крепежными шпильками 11 и втулками 13 опорной балки 14;
затяните плотно гайки 10, застопорив их контргайками 12.
Рис. 9. Калибр для регулирования зубчатого зацепления шестерни механизма поворота:
1,4 — Т-образные колодки; 2 — плита; 3 — труба; 5 — венец; 6 — шестерня
Рис. 10. Крепление редуктора механизма поворота:
а — для кранов постройки 1971—1972 гг.; б — для кранов постройки 1973—1985 гг.; 1 — редуктор; 2 — накладка; 3 — зубчатый венец; 4 — портал; 5 — колонна; 6 — эксцентриковая ось; 7 — балка; 8 — вал-шестерня; 9 — стакан; 10 — палец; 11 — ось
Рис. 11. Опора механизма поворота
4 Калибр для проверки регулирования зубчатого зацепления шестерни и венца механизмов поворота должен изготовить порт по чертежу К12165.